ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕВАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Вернуться на главную

К 55-летию Перевальского района: Факты. События. Люди


В нашем районе есть много людей, прославивших его своим трудом. Людмила Николаевна Старченко о войне знала не понаслышке. Родилась 27 декабря 1924 года в селе Петровка Перевальского района Луганской области. С 1948 г. и по 2014 г. проживала в г. Перевальске.

Людмила Николаевна Старченко всю свою жизнь посвятила педагогической работе. Она работала учителем истории в средней школе № 3 г. Перевальска, а когда вышла на пенсию продолжала свою трудовую деятельность в Перевальском районном историческом музее. 

С 1960 г. занималась историей родного края – Перевальщины. Изучала краеведческую литературу, архивные документы, работала над биографиями выдающихся людей – Родакова, Столыпина, художников Колесниковых. 

На этой основе написала материалы «Археологическое прошлое района», «Заселение района после татаро-монгольского нашествия», «Крепостное население и ликвидация крепостного права», «Возникновение угольной промышленности», «Три революции и гражданская война», «Перевальский район в период войны 1941-1945 гг.», принимала участие в написании истории Перевальского района для создания «Энциклопедии городов и сел Украины», собирала материалы для «Книги Памяти» о рейде  7-го кавалерийского корпуса и земляков, Героев Советского Союза.

Людмила Николаевна была одним из инициаторов создания Перевальского районного исторического музея, куда передала много материалов, в том числе копии архивных документов Советской власти 1917–1920гг. и НЕПа, старинную мебель, посуду, фотодокументы. 
Свидетель Голодомора 1932 – 1932 гг., она не раз рассказывала об этом учащимся и молодежи города. 

Есть такая часть войны, которую некоторые историки до сих пор касаются «стыдливо». Эта тема гитлеровской программы «OST» и судьбы тех, кого в Германии называли «остарбайтеры» – «восточные рабочие».

По этой программе, с апреля 1942 года началась депортация в Германию бесплатной рабочей силы, в том числе и из нашего родного Донбасса.

Большинство остарбайтеров долгое время скрывали, что в годы войны они были на принудительных работах в Германии. Когда мы готовили экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне, нам встречались  такие семьи, где даже дети не знали, что их матери и отцы были в Германии. Сначала боялись за себя, потом за детей и внуков.

Причина этого страха в том, что государство относилось к угнанным в Германию как к людям второго сорта. Многих из них не принимали на учёбу в техникумы и институты, не брали на приличную работу, на ответственные должности, без объяснения причины увольняли, не прописывали в крупных городах, даже если они были родом оттуда, а некоторых арестовывали и отправляли в ГУЛАГ. Впервые об этих людях заговорили в годы горбачёвской «перестройки», а затем Б. Н. Ельцин 16 декабря 1994 г. подписал указ о реабилитации военнопленных и остарбайтеров. 

Из воспоминаний Людмилы Старченко: «В начале войны мне было 17 лет, я закончила 10-й класс. В 1940 году моего отчима перевели по работе (он был шахтером) в другое шахтное объединение. Так я оказалась в городе Горловке Донецкой области. Зима… 1941 год, я вышла на соседнюю улицу к своей подружке и попала в облаву. С этого момента началось «мое путешествие» в Европу. В скотских вагонах нас везли как скот. Когда в пути была съедена вся еда, то начались голодные обмороки. Тогда на крупных станциях нам стали давать тарелку какого-то варева и тоненький кусочек хлеба раз в день. Перед отправкой нас осматривали врачи на предмет выявления чесотки, вшивости, кожных болезней. Больных отводили в сторону. В Горловке нас подвергли дезинфекции. Эта была унизительная процедура. На всех отправляемых в Германию были заведены транспортные листы. В них были указаны фамилия, имя, дата и место рождения, социальное происхождение, профессия, отпечатки пальцев». 

Будучи уже в Германии Людмила Николаевна вспоминала: «Больше всего меня поразила чистота и ухоженность немецких городов и сёл. Сорняков нет, каждый метр земли тщательно обработан. На окнах домов тюлевые занавески, подхваченные красивыми бантами. Разнообразие цветов, в огородах каменные дорожки. Словно нет войны. Все немки были аккуратно одеты, волосы были убраны в прически или платок, уложенный спереди оригинальным бантом, на руках перчатки. Поражало их умение держаться и хорошие манеры. Нам рассказывали, как в Германии воспитывают хороших хозяек. Немецкие девушки после окончания учебного года отправлялись жить в чужие зажиточные семьи, где их учили стирать, убирать, готовить, сервировать стол, шить, вязать, ухаживать за детьми, уметь рассчитать прожиточный минимум семьи. Мы многого из этого не умели».

Тяжелой психологической травмой для «остов» было то, что их принуждали работать на государство, с которым воюет их страна. Рабская сила, как отмечали многие историки, поддерживала экономику Германии, которая рухнула бы без труда этих рабов. Нюренбергский процесс признал организацию принудительного рабского труда «преступлением против человечности». Выжившие нередко возвращались на родину с подорванным здоровьем: кто-то ослеп, кто-то потерял у станка пальцы, кому-то ампутировали руку или ногу, у кого-то туберкулёз или полиартрит.  В 1992 г. правительство ФРГ приняло решение о выплатах за принудительный труд бывшим «восточным рабочим». Но разве можно в денежном эквиваленте оценить искалеченную молодость, навсегда подорванное здоровье?!

Людмила Николаевна вернулась на родину в 1947 году и начала принимать  активное участие в общественной работе города и района: встречи с молодежью в учебных заведениях с беседами об истории своего края были неотъемлемой частью ее жизни. За творческий вклад в историю родного края, активную общественную деятельность, весомые педагогические достижения Л.Н. Старченко было присвоено звание «Почетный гражданин города Перевальска».