Советы родителям: «Как научиться «слушать» и «слышать» своего ребенка»
В первые годы жизни дети усиленно учатся говорить: проходят путь от лепета к развернутой фразовой речи. А по мере роста важным становится умение слушать: именно этот канал активнее всего задействован у школьников, ведь им приходится по несколько часов в день слушать и усваивать информацию от учителей.
Многие вещи мы слышим пассивно: шум работающего холодильника, автомобильные клаксоны или пение птиц за окном. Бывает, что и сидящего напротив собеседника слушаем, одновременно прокручивая в голове другие мысли: думаем, что сказать в ответ, договариваем фразы за человека или просто рассматриваем краем глаза новые сережки на подруге. А чтобы вникать в тему разговора, нужно быть активным, внимательным, вовлеченным. Значит, есть разница между «слышать» и «слушать».
Отдел по делам семьи и детей Администрации Перевальского района напоминает родителям, что они являются главными поверенными детских проблем, радостей и заветных желаний. Дети берут пример с мам и пап, подражая их поведению. Поэтому, чтобы ребенок учился слушать нас, нам самим следует учиться слушать ребенка, который подходит с разговором:
- уменьшать громкость телевизора, ставить на паузу фильм, отрываться от работы;
- поворачиваться к ребенку лицом и приседать, чтобы оказаться на одном уровне и смотреть друг другу в глаза;
- разговаривать спокойным голосом. Доброжелательный тон располагает к доверительному общению, в то время как повышенный голос с нотками раздражения пугает детей. Если вы взвинчены или находитесь на пике ссоры, скажите ребенку, что выслушаете его через 10 минут, так как вам необходимо время, чтобы успокоиться;
- не спешить с реакцией, не перебивать, выдерживать паузу: это дает детям возможность обдумывать родительские слова и добавлять что-то свое, что сразу не пришло в голову;
- во время важного разговора желательно оставаться один на один, не отвлекаться на телефонные звонки и не поглядывать на монитор компьютера;
- представить, что рядом не просто ваш ребенок, но и лучший друг, которого вы не хотите обидеть рассеянным вниманием, перебиванием его речи или отмашкой от проблем. Будьте как можно более участливыми;
- прежде чем судить или высказывать свою точку зрения, выслушайте все аргументы и объяснения ребенка.
В окружении современных детей много внешних раздражителей: игрушек в комнате, красочных уличных вывесок, интересных приложений в планшете и телефоне. Глаза у детей разбегаются, хочется успеть все. В такой ситуации важно дать им почувствовать, каково это: остановиться и не бежать, отставить все лишнее, замереть в восторге от интересной истории. Читающий ребенок – чаще всего очень внимательный слушатель. Поэтому совместное чтение – традиция, в которой лучше не отказывать.
Попробуйте пропустить абзац сказки, которую читаете не в первый раз, и услышите: «Ты забыла про то, как Красная шапочка спросила: «А почему у тебя такие большие уши?» Чтобы понять, что ребенок улавливает смысл истории, прежде чем переворачивать страницу, спросите: «Как ты думаешь, что произойдет дальше?»
А что, если ребенок не сидит на месте и, кажется, чтением вовсе не интересуется? Все равно можно продолжать читать. Родители читают детям, которые в это время рисуют или лепят, и даже тем, кто просто бродит по комнате или катает паровозик. Бывает, ребенок слышит шелест перевернутой страницы и подходит посмотреть, нет ли новых иллюстраций – так родители понимают, что сказку он все-таки слушает. Иногда дети выбирают индивидуальный способ восприятия до того момента, когда все-таки соглашаются сесть рядом с книгой.
Детям, которые вступили в активную пору общения со сверстниками, можно рассказать о том, как себя вести, когда слушаешь другого человека:
- смотреть в глаза собеседнику и проявлять заинтересованность;
- не перебивать и не заканчивать фразы, даже если ребенок догадывается, о чем пойдет речь, и ему хочется показать свое знание и выкрикнуть, прежде чем собеседник закончит предложение;
- использовать невербальные знаки: кивки и реплики, подтверждающие понимание: «ага», «да-да», «вот как» и т.п.;
- не отвлекаться на посторонние звуки;
- не прерывать разговор других, а почувствовать, когда в беседе возникнет пауза, и обратиться с помощью вежливых фраз: «Можно вас отвлечь?» или «Я могу задать вопрос?».
Метод активного слушания подробно описан в известной книге Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и рекомендуется для использования в общении с детьми в качестве метода, устанавливающего доверительную атмосферу, в которой легче решить какие-либо проблемы. Активное слушание заключается в том, что вы повторяете то, что вам сказал собеседник, и при этом называете его чувство или состояние. Повторять речь лучше не дословно, а перефразируя и используя близкие по смыслу слова. И если вы точно угадываете эмоцию собеседника, он чувствует, что вы его поняли и разделили его переживание.
Так, обнимая плачущего после прививки малыша, мама говорит: «Тебе больно, и ты очень рассердился». К дочке, которая поругалась с лучшей подругой, относится с пониманием: «Как обидно и грустно, когда ссоришься с другом и долго не можешь подобрать слова, чтобы помириться». А мальчика, который бежит сообщить, что впервые попал мячом в баскетбольное кольцо, подбадривает: «Вот это да! Вижу, как ты рад. И я очень рада!»
Практика показывает, что ребенок в этой ситуации получает от родителей не только зеркало собственных переживаний, а в первую очередь видит понимание с их стороны. И испытывает одно из лучших ощущений – быть услышанным.
15-04-2022, 14:18
154
Поделиться: