ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕВАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Вернуться на главную




Причины и профилактика самовольных уходов несовершеннолетних


Под самовольным уходом ребёнка понимается отсутствие несовершеннолетнего: 

- в возрасте до семи лет в течение 1 часа, 
- в возрасте старше 7 лет в течение 3 часов без оповещения о своём местонахождении родителей (законных представителей), сотрудников учреждений, педагогов с момента наступления времени, оговорённого для возращения. 

Классификация самовольных уходов несовершеннолетних.
Эмансипационные побеги – это наиболее частые побеги (45%). 

Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных, от наскучивших обязанностей и понуждений, ребёнок желает "свободной", "весёлой" и "лёгкой" жизни. Поводом для первого побега нередко является ссора, конфликты с родителями (часто – по бытовым вопросам). Дистанция побегов различна. Могут идти на контакт, при этом выдвигают условия возвращения. 

Начало этих побегов приходится в основном на возраст 12-15 лет. 
Импульсивные побеги – этот вид составляет 26% побегов. 

Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, "расправ" со стороны взрослых или сверстников. Побегу может способствовать неправильная позиция в воспитании ребенка (авторитарная, директивная), явное или скрытое отвержение ребёнка, воспитание по типу жестокого отношения, асоциальное поведение родителей. Убегают надолго, не стремятся к контакту. Могут отказываться возвращаться домой. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. 

Демонстрационные побеги – эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. 

Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко, чтобы взрослым было просто найти их. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, стремление к получению выгоды, недостаток внимания от родителей – привлечение внимания, поиск способов завоевания авторитета у сверстников. 

Возраст демонстративных побегов 12-17 лет. 

Дромоманические побеги. Редкий тип – 9% случаев. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение, тоска; иногда сопутствуют психические заболевания. 

Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Дети возвращаются домой самостоятельно – измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка. 
Синдром ухода и бродяжничества («дромомания» от греч. drоmos - бег, путь и мания) – патологическая страсть к путешествиям. Встречается у детей 7-17 лет. Выражается в повторяющихся уходах. Наиболее часто встречается у мальчиков.

Причины ухода ребенка из дома

1.      Прежде всего, это ошибки в воспитании, недостаточное внимание родителей к потребностям и интересам ребёнка, его проблемам и переживаниям 
2.      Невыносимая домашняя обстановка: постоянное физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, совершаемое над ними. 
3.      В знак протеста, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10-13 лет). 
4.      Неправильная родительская позиция: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребёнка, имеющего неуспеваемость. 
5.      Потребность во множестве новых и ярких впечатлений.

Уходы ребёнка из дома влекут за собой серьёзные последствия: 

- проживая без надзора, дети привыкают: лгать, бездельничать, воровать; 
- ребёнок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия: попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи; 
- в дальнейшем – серьёзные правонарушения, асоциальный образ жизни, кроме того, ребёнок сам может стать жертвой насилия. 

Уважаемые родители! Отдел по делам семьи и детей Администрации Перевальского района Луганской Народной Республики обращает Ваше внимание на то, что угроза сбежать из дома – это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! 

Когда дети уходят первый раз – это ещё не болезнь. 

Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребёнок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни. 

Если ваш ребёнок самовольно покинул дом, необходимо своевременно и грамотно организовать поиск ребёнка. 

Шаг первый: Вспомните всё, о чем говорил ваш ребёнок в последнее время: его желания, любимые места – начните поиски с них! Соберите родственников, с которыми ваш ребёнок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых ребёнка. 

Шаг второй: Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребёнок из дома деньги, ценности, тёплые вещи, документы. 

Шаг третий: Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов, и ребёнок не найден – обращайтесь в полицию. В полиции Вам необходимо подать заявление на розыск, которое у Вас обязаны принять по первому требованию. Для этого при себе необходимо иметь: свой паспорт, фотографию ребёнка, документ, удостоверяющий его личность. 

Шаг четвертый: Необходимо обзвонить учреждения (больницы, приюты), где Вы сможете получить информацию о том, не поступал ли Ваш ребёнок в данное учреждение. Периодически связывайтесь со знакомыми и друзьями сына (дочери). В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома, пытаются найти приют в знакомой среде. 

Шаг пятый: Найдя своего ребёнка, попытайтесь разобраться, почему он сбежал. 

Будьте справедливы: нет проступка – нет наказания. 

При поступлении жалоб и критики в адрес ребенка – для начала выясните мотивы поступков ребенка; наказывайте после. 
Не наказывайте ребенка для профилактики или по причине своего плохого настроения – вины ребенка в этом нет. 

Выбирайте наказание, адекватное проступку; не употребляйте физические наказания по отношению к ребенку! 

Развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств и особенностей, адекватную самооценку. 
Избавьте ребенка от больших нагрузок; если у него останется мало времени на прогулки, он будет стремиться выйти из-под контроля.
Планируйте досуг, старайтесь привить ребенку полезное хобби, увлечь его спортом. 

Иногда дети сами стесняются попросить о помощи, боясь отказа! 

Будьте внимательны к ребенку, предлагайте свою помощь для решения его проблем. 
Научите ребенка эффективным моделям противостояния негативному влиянию со стороны и независимому поведению в сложных ситуациях. 

Научите ребенка уверенному, но не агрессивному отстаиванию своего мнения; обсудите важность отказа, слова «нет». 
Проведите с ребенком беседы по общей безопасности: правила поведения при пожаре, на воде, в лесу, на дороге, при общении с незнакомцами, при нахождении дома без взрослых.
 
Обращайте внимание на окружение ребенка (в том числе, в Интернете), знайте контакты его знакомых и друзей – телефоны, адреса. 
Располагайте информацией о местонахождении ребенка в течение дня. 

Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. 

ПОМНИТЕ! 
Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!