Причины и профилактика самовольных уходов несовершеннолетних
Под самовольным уходом ребёнка понимается отсутствие несовершеннолетнего:
- в возрасте до семи лет в течение 1 часа,
- в возрасте старше 7 лет в течение 3 часов без оповещения о своём местонахождении родителей (законных представителей), сотрудников учреждений, педагогов с момента наступления времени, оговорённого для возращения.
Классификация самовольных уходов несовершеннолетних.
Эмансипационные побеги – это наиболее частые побеги (45%).
Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных, от наскучивших обязанностей и понуждений, ребёнок желает "свободной", "весёлой" и "лёгкой" жизни. Поводом для первого побега нередко является ссора, конфликты с родителями (часто – по бытовым вопросам). Дистанция побегов различна. Могут идти на контакт, при этом выдвигают условия возвращения.
Начало этих побегов приходится в основном на возраст 12-15 лет.
Импульсивные побеги – этот вид составляет 26% побегов.
Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, "расправ" со стороны взрослых или сверстников. Побегу может способствовать неправильная позиция в воспитании ребенка (авторитарная, директивная), явное или скрытое отвержение ребёнка, воспитание по типу жестокого отношения, асоциальное поведение родителей. Убегают надолго, не стремятся к контакту. Могут отказываться возвращаться домой. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.
Демонстрационные побеги – эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев.
Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко, чтобы взрослым было просто найти их. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, стремление к получению выгоды, недостаток внимания от родителей – привлечение внимания, поиск способов завоевания авторитета у сверстников.
Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
Дромоманические побеги. Редкий тип – 9% случаев. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение, тоска; иногда сопутствуют психические заболевания.
Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Дети возвращаются домой самостоятельно – измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.
Синдром ухода и бродяжничества («дромомания» от греч. drоmos - бег, путь и мания) – патологическая страсть к путешествиям. Встречается у детей 7-17 лет. Выражается в повторяющихся уходах. Наиболее часто встречается у мальчиков.
Причины ухода ребенка из дома
1. Прежде всего, это ошибки в воспитании, недостаточное внимание родителей к потребностям и интересам ребёнка, его проблемам и переживаниям
2. Невыносимая домашняя обстановка: постоянное физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, совершаемое над ними.
3. В знак протеста, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10-13 лет).
4. Неправильная родительская позиция: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребёнка, имеющего неуспеваемость.
5. Потребность во множестве новых и ярких впечатлений.
Уходы ребёнка из дома влекут за собой серьёзные последствия:
- проживая без надзора, дети привыкают: лгать, бездельничать, воровать;
- ребёнок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия: попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи;
- в дальнейшем – серьёзные правонарушения, асоциальный образ жизни, кроме того, ребёнок сам может стать жертвой насилия.
Уважаемые родители! Отдел по делам семьи и детей Администрации Перевальского района Луганской Народной Республики обращает Ваше внимание на то, что угроза сбежать из дома – это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован!
Когда дети уходят первый раз – это ещё не болезнь.
Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребёнок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.
Если ваш ребёнок самовольно покинул дом, необходимо своевременно и грамотно организовать поиск ребёнка.
Шаг первый: Вспомните всё, о чем говорил ваш ребёнок в последнее время: его желания, любимые места – начните поиски с них! Соберите родственников, с которыми ваш ребёнок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых ребёнка.
Шаг второй: Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребёнок из дома деньги, ценности, тёплые вещи, документы.
Шаг третий: Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов, и ребёнок не найден – обращайтесь в полицию. В полиции Вам необходимо подать заявление на розыск, которое у Вас обязаны принять по первому требованию. Для этого при себе необходимо иметь: свой паспорт, фотографию ребёнка, документ, удостоверяющий его личность.
Шаг четвертый: Необходимо обзвонить учреждения (больницы, приюты), где Вы сможете получить информацию о том, не поступал ли Ваш ребёнок в данное учреждение. Периодически связывайтесь со знакомыми и друзьями сына (дочери). В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома, пытаются найти приют в знакомой среде.
Шаг пятый: Найдя своего ребёнка, попытайтесь разобраться, почему он сбежал.
Будьте справедливы: нет проступка – нет наказания.
При поступлении жалоб и критики в адрес ребенка – для начала выясните мотивы поступков ребенка; наказывайте после.
Не наказывайте ребенка для профилактики или по причине своего плохого настроения – вины ребенка в этом нет.
Выбирайте наказание, адекватное проступку; не употребляйте физические наказания по отношению к ребенку!
Развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств и особенностей, адекватную самооценку.
Избавьте ребенка от больших нагрузок; если у него останется мало времени на прогулки, он будет стремиться выйти из-под контроля.
Планируйте досуг, старайтесь привить ребенку полезное хобби, увлечь его спортом.
Иногда дети сами стесняются попросить о помощи, боясь отказа!
Будьте внимательны к ребенку, предлагайте свою помощь для решения его проблем.
Научите ребенка эффективным моделям противостояния негативному влиянию со стороны и независимому поведению в сложных ситуациях.
Научите ребенка уверенному, но не агрессивному отстаиванию своего мнения; обсудите важность отказа, слова «нет».
Проведите с ребенком беседы по общей безопасности: правила поведения при пожаре, на воде, в лесу, на дороге, при общении с незнакомцами, при нахождении дома без взрослых.
Обращайте внимание на окружение ребенка (в том числе, в Интернете), знайте контакты его знакомых и друзей – телефоны, адреса.
Располагайте информацией о местонахождении ребенка в течение дня.
Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так.
ПОМНИТЕ!
Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!
1-09-2022, 15:05
219
Поделиться: