ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕВАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Вернуться на главную




Детская агрессия


Тема проявления детьми жестокости и агрессии серьезна и трудна. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения со взрослыми.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя их как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. 
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.
  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Тогда у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью, властью, враждебностью к факту существования ребенка. 

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение:

словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для ребенка и наказание, если оно:
  • следует немедленно за поступком;
  • объяснено ребенку;
  • оценивает действие ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников, а также с друзьями своего ребенка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребенок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

«Выбиваем пыль». Каждому участнику дается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
«Детский футбол». Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
«Час тишины и час “можно”». Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать почти все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и т.д. Такие «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни.

«Штурм крепости». Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапочки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – все собирается вместе). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся «крепость» – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные звуки.

«Ругаемся овощами». Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска» и т.д.
Уважаемые родители, запомните золотые правила воспитания, связанные с темой детской агрессии:
  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  3. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  4. Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  5. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
Если помочь ребенку справиться с агрессией самостоятельно не получается, обращайтесь за помощью к психологу в филиал №10 ГУ ЛНР «Республиканский центр социальной поддержки семей, детей и молодежи» г. Перевальска по адресу: г. Перевальск, ул. Ленина, 58. тел. (06441) 4-29-43.