ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕВАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Вернуться на главную




Бродяжничество подростков как вид девиантного поведения


Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему?

Сегодня мы заняты многими проблемами и уделяем не так уж много времени общению с детьми. Не здесь ли причина того, что появляются трудности в поведении детей? Ребенок, который всегда был хорошим, вдруг становится грубым, агрессивным, неуправляемым и, как следствие, уход ребёнка из дома. Данное явление называется дромоманией или бродяжничеством.

Родители для ребенка выступают:
Во-первых – источником эмоционального тепла и поддержки.
Во-вторых – образцом и примером для подражания.
В-третьих – другом и советчиком.

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
Некоторые родители оказываются не в состоянии быть таким маячком для своих детей, те нормы и ценности, на которые ориентируются они, становится чужими для их детей. В основе отчуждения лежит нежелание родителей заметить изменения в ребенке, принять их и перестроить свои взаимоотношения. В них говорит слепое и безрассудное стремление опираться на свою власть, авторитарность, подчинение своей воле ребенка. Все это ведет к изменениям в психике и, как следствие, в поведении ребенка. У детей происходит отрицание, они не контролируют свои импульсы, что ведет к конфликтам с окружающими, плохому самообладанию и неумению справиться с трудными ситуациями. Ребенок очень быстро теряет интерес к семье, к учебе, приобретает неразборчивость в связях, способствует приобщению его к антисоциальным группам и бродяжничеству.

Особенности поведения таких детей:
  • не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут;
  • нарушает распорядок дня;
  • мешает проводить уроки, ничем не интересуется;
  • не может найти общий язык с окружающими;
  • выходит за рамки приличия;
  • не выполняет школьные требования;
  • прогуливает учебные занятия, не хочет учиться;
  • постоянно обманывает, ворует, ругается матом;
  • испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Какие же причины нарушений в поведении, приводят к тому, что ребенок становится неуправляемым?
Причина первая – борьба за внимание к нему. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, которое необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – чувство обиды и желание мщения. Ребенок может мстить за:
  1. Сравнение не в его пользу с другими детьми;
  2. Унижение в семье;
  3. Разводы и появление в доме нового члена семьи;
  4. Несправедливость и невыполнение обещания;
  5. Ревность.
Причина четвертая – неверие в собственный успех.
Причинами могут стать учебные неуспехи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.
Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей деятельности, на вашей помощи ребёнку и на вашей ответственности за его воспитание.
Как вести себя с трудным ребенком и как разрешить возникшие проблемы? Эти вопросы нередко возникают у родителей перед беседой с детьми. Необходимо опираться на определённые правила:
  • спокойно выслушивать и поговорить с ребёнком, не повышая тона;
  • разговаривать, опираясь на доверительные отношения, приводя примеры из жизни;
  • найти контакт.
Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях.

Эти советы – самое малое, что мы можно сделать для того, чтобы дети не жаждали вольницы, не рвались ночевать на лестничной клетке, коллекторе или в подвале. Конечно, это общие рецепты и каждый отдельный случай необходимо рассматривать индивидуально. И не забывайте, всякая перестройка должна начинаться с самого себя.
Законами Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность родителей за бродяжничество детей.
Безнадзорным считается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц, беспризорным – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

За бродяжничество и попрошайничество несовершеннолетних подлежат административной ответственности их родители в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье являются действия или бездействие лица, выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей, что может повлечь их уклонение их от учебы, бродяжничество, иные антиобщественные действия. 

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома?
  • Осознание факта, что ваш сын или дочь уже не ребенок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет» можно с почестями похоронить. Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения.
  • Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается нереализованным. Очень важно, чтобы у сына дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
  • Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявление родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если с ней случится беда (ранняя беременность, изнасилование, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
  • Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Бассейн или секция каратэ – это гораздо лучше, чем «беспризорный» досуг.
  • Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться с вами чем-то откровенным. Ни в коем случае не высказывайте категорических суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желание советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.