Подростковая замкнутость: как найти подход?
Взрослея, ребенок становится более критичен к себе и окружающим, концентрируется на своих мыслях и переживаниях. Задумчивость, скрытность, отстраненность в этом возрасте нормальна: дети выстраивают личные границы, учатся принимать и проживать самые разные чувства.
Чаще всего «самоизоляция» подростка — это реакция на травмирующее событие или на ряд событий. Это может быть:
- обида на родителей из-за неудачной шутки (например, по поводу внешности), категоричного высказывания о друзьях, несправедливого наказания. Самооценка подростка в этом возрасте очень уязвима.
- напряженная обстановка в семье, ссоры. Дети чувствуют вину из-за проблем в отношениях между родителями или оказываются втянуты во взрослый конфликт.
- «внешние» проблемы: буллинг, конфликт с учителем, ссора с другом, эмоциональное или физическое насилие.
- увлечение, неудачные романтические отношения, влюбленность, переросшая в зависимость.
- неуверенность в родительской поддержке: боязнь того, что вмешательство взрослых создаст еще больше проблем.
Стремление к уединению, стойкое нежелание общаться с семьей и друзьями, снижение интереса к увлечениям, подавленное настроение, агрессия, ухудшение успеваемости — следствие возникших трудностей, с которыми подросток не может справиться самостоятельно. Задача родителей – оказать ребенку поддержку.
Что делать родителям, чьи дети все глубже погружаются в свои проблемы и тяжело идут на контакт?
Восстанавливаем доверительные отношения с ребенком. Исключаем критику, нотации и категоричные указания. Даже если поведение ребенка раздражает, выводит из себя – считаем до 10, кричим в подушку, идем к психологу сами, но делаем общение с ребенком комфортным и безопасным для него. Создайте дома атмосферу открытого общения, цель которого – услышать друг друга, найти компромисс. Это важно и начинать формировать такую среду в семье никогда не поздно.
Начинаем делиться своими чувствами с подростком. Вас тревожит поведение подростка, вы за него волнуетесь, не так ли? Скажите ребенку об этом. Спросите, нуждается сын или дочь в помощи: дайте понять, что ребенок может всегда на вас рассчитывать.
Вовлекайте подростка в совместные занятия: прогулки, походы, игры. Возможно, смена обстановки поможет ребенку рассказать о своих проблемах. Не хочет, уходит, закрывается в своей комнате – просто продолжайте предлагать, не оставляйте попыток.
Щадите чувства подростка. Если вы сказали, что можно не бояться делиться с вами проблемами – не стоит после первых признаний повышать голос, звать отца на серьезный разговор или рассказывать по телефону бабушке о том, что только что узнали о романе дочери.
Пообщайтесь с классным руководителем и другими взрослыми, с кем общается ваш ребенок, постарайтесь выяснить общую обстановку в классе, расспросить об отношениях ребенка с учителями и одноклассниками.
Если причина замкнутости какие-то внешние обстоятельства — нужно помочь подростку изменить отношение к травмирующей ситуации или событию. Ваше терпение, любовь и принятие помогут подростку ему преодолеть трудности взросления, а в будущем станут основой для счастливой жизни.
Если же замкнутость и отстраненность усугубляются, вы исключили все возможные внешние причины такого поведения ребенка, но по-прежнему не можете до него достучаться и чувствуете, что не справляетесь – обращайтесь за помощью в филиал №10 ГКУ ЛНР «Семейный центр» г. Перевальска по адресу: г. Перевальск, ул. Ленина, 58. тел. (0241) 4-29-43. Вам обязательно помогут найти пути решения проблемы.
14-06-2024, 10:37
548
Поделиться: