ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕВАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Вернуться на главную




Памятка для родителей: Роль родителей и семейного воспитания в формировании личности ребенка


СЕМЬЯ – это первая школа отношений ребёнка с людьми. В семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. 

Семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений её членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребёнка осложняется, семейное воспитание иногда становится неблагоприятным фактором формирования личности. 

Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А значит, различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым, и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. 

СЕМЬЯ ДЛЯ РЕБЁНКА – это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. 

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. 

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ – сложная система, на него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. 

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ – органичное включение ребёнка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. 

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Задачи родителей и методы семейного воспитания детей:
  1. создать максимальные условия для развития ребёнка; 
  2. обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка; 
  3. передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; 
  4. научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, помощи близким; 
  5. воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». 
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями: 
- влияние на ребёнка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также с учётом его психических и личностных особенностей; 
- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей, понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др. 

Считается, что, сколько родителей – столько и разновидностей методов. Однако в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания. 

1. Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребёнка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. Средства метода: объяснение, внушение и совет. 
2. Метод поощрения – побуждение ребёнка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения Средства метода: похвала, подарки, формирование перспективы.
3. Метод совместной практической деятельности – участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности. Средства метода: посещение музеев, театров, семейные выезды на природу, благотворительные акции и поступки, изучение истории семьи и рода, семейный театр, семейная фотография, совместный досуг и др. 
4. Метод принуждения (наказания) – применение по отношению к ребёнку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Средства метода: лишение ребёнка определенного перечня значимых для него удовольствий. 
Дети – это радость в каждой семье, счастье, детям рады в семье не потому, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. При этом выбор методов должен опираться на ряд общих условий: 

- знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств; 
- личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером; 
- степень компетентности родителей, уровень их педагогической культуры и психологического кругозора. Действенные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки, общий уровень положительного взаимодействия в семье.

Влияние семьи на ребёнка не ограничивается воспитательной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается на формировании отдельных качеств ребёнка, воспитанности личности в целом. 

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы: 

- неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера; 
- неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребёнка. 

В числе серьезных своих ошибок сами родители отмечают: 

- перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу; 
- отстранение детей от посильного домашнего труда; 
- неумение пользоваться поощрениями и наказаниями; 
- применение физических наказаний; 
- отсутствие такта в отношениях с ребёнком; 
- ссоры родителей в присутствии детей; 
- неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство).