Ответственность за совершение коррупционных преступлений
Физические лица за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, а юридические лица - административную и гражданско-правовую.
Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за дисциплинарные проступки коррупционного характера:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (статья 193 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на дарение подарков за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений, под которыми понимаются предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.
К коррупционным преступлениям относят, в том числе статья 159 УК РФ «Мошенничество», статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств», статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», статья 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица», статья 290 УК РФ «Получение взятки», статья 291 УК РФ «Дача взятки», статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», статья 292 УК РФ «Служебный подлог» и др.
В отличие от уголовного законодательства административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Установление мер административной ответственности за коррупционные правонарушения является прерогативой только Российской Федерации.
Такая позиция обусловлена предметами ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, к которым относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За совершение коррупционных правонарушений предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения, административного штрафа, дисквалификации должностных лиц. В качестве дополнительной меры может быть применена конфискация денег, ценных бумаг, иного имущества, стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. Размер штрафа зависит от тяжести совершенного правонарушения.
Поскольку коррупция в России представляется не только опасной с социальной точки зрения как фактор, подрывающий целевую составляющую государственного управления, но и как одна из главенствующих причин, определяющих организованную, экономическую, политическую преступность, то достичь наименьшего уровня коррупции в стране и как следствие, необходимой эффективности системы государственного управления можно лишь только системной борьбой с использованием всех средств — политических, правовых, организационных, морально-этических и других, включать в себя меры как предупредительного, так и карательного воздействия.
20-09-2024, 14:38
39
Поделиться: